Прямой речью считается чужая речь, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, с сохранением не только ее содержания, но и формы. Прямая речь представляет собой самостоятельное предложение (или ряд предложений) и образует со словами автора особую синтаксическую конструкцию. В зависимости от места расположения прямой речи обычно меняется порядок следования главных членов в речи автора. Вводящие прямую речь слова при этом оказываются всегда рядом с ней.
1. Прямая речь может быть оформлена двумя способами: с помощью абзацного выделения каждой новой реплики и в подбор, в строку.
При абзацном выделении реплик диалога перед репликой ставят тире; после предваряющих диалог слов автора ставится двоеточие или точка. Если в авторском тексте имеются вводящие прямую речь слова, то после них ставится двоеточие; если такие слова отсутствуют, то ставится точка или другой знак препинания, фиксирующий конец предложения:
Кармен отняла руки; неоконченный такт замер вопросительным звоном.
- Я доиграю потом, - сказала она.
- Когда?
- Когда ты будешь со мной (Грин).
2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то эти слова начинаются со строчной буквы и отделяются от прямой речи запятой и тире; при наличии после прямой речи вопросительного, восклицательного знаков или многоточия эти знаки сохраняются: «Мы все прекрасно понимаем, Николай Васильевич», - съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (В. Ш.); «Да проститься же надо было!..» - понял он, когда крытая машина взбиралась уже на взвоз (В. Ш.); «Голубоглазый мой ангел-хранитель, что ты смотришь на меня с такой грустной тревогой?» - хотел иронически сказать Крымов (Бонд.).
Если прямая речь стоит после слов автора, то эти слова заканчиваются двоеточием; знаки препинания, стоящие после прямой речи, сохраняются: Я ему говорю: «Ты не плачь, Егор, не надо» (Расп.); Филипп машинально водил рулевым веслом и все думал: «Марьюшка, Марья...» (В. Ш.).
Слова автора могут разрывать прямую речь. Если на месте «разрыва» оказывается восклицательный или вопросительный знак, то он сохраняется, далее следует тире перед словами автора, после этих слов ставятся точка и тире (вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы): «Э-э! - вдруг вспомнил он. - А этот-то, кому стеллажи-то делал... Он же говорил: что будет нужно, обращайтесь ко мне» (В. Ш.); «Что небу-то до Матёры? - поправляла себя Дарья. - Это людское дело. Она у людей в руках, оне над ей распоряжаются» (Расп.).
3. Цитаты, включенные в авторский текст, оформляются знаками препинания по правилам, соответствующим правилам пунктуации при сочетании прямой речи со словами автора. Цитаты заключаются в кавычки, пропуски в цитатах обозначаются многоточием (т. е. включение цитаты в авторский текст сходно с сочетанием прямой речи и слов автора): Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтобы изменить это представление, откинь его, перестань жаловаться, и боль исчезнет» (Ч.); «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости», - сказал К. Паустовский; «Чтобы что-нибудь создать, - сказал Гете, - надо чем-то быть».
Цитаты с пропуском в начале предложения начинаются с прописной буквы либо со строчной в зависимости от того, где стоят слова автора; ср.: «...Если добро имеет причину - это уже не добро; если добро имеет следствие - то это уже не добро. Добро вне следствий и причин», - писал Л.Н. Толстой в своих дневниках; Л.Н. Толстой в своих дневниках писал: «...если добро имеет причину- это уже не добро; если добро имеет следствие - то это уже не добро. Добро вне следствий и причин».
Цитата, включенная в авторское предложение на правах его компонента, выделяется кавычками (но начинается со строчной буквы), а знаки препинания употребляются только те, которые диктуются самим строем предложения: Мысль Л.Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневниках, имеет философское содержание. Если цитата, не являющаяся самостоятельным предложением, имеет в конце многоточие и этой цитатой авторское предложение заканчивается, то многоточие сохраняется перед закрывающей кавычкой, а после кавычки ставится точка, относящаяся ко всему предложению в целом: Ф. Искандер заметил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести...».