|
Пунктуация - Упражнения 10
Объясните употребление знаков препинания.
1. Ему казалось, что, если все, что он видит и слышит, разложить .в каком-нибудь порядке, разобрать и внимательно обдумать, -найдется доброе объяснение и оправдание всему недоброму, должно родиться в душе некое емкое слово, которое сразу и объяснит ему людей и соединит его с ними (М. Г.). 2. На небе сияют разноцветные плакаты торговых фирм, высоко в воздухе снуют ярко освещенные летучие корабли, над домами, сотрясая их, проносятся с грохотом и ревом поезда, по улицам сплошными реками, звеня, рыча и блестя огромными фонарями, несутся трамваи и автомобили; вертящиеся вывески кинематографов слепят глаза, и магазинные витрины льют огненные потоки (Купр.). 3. Мной опять овладевает дремота, и опять я в тихом мутно-зеленом лесу, и опять где-то далеко старается над деревом неугомонный дятел (Купр.). 4. И сразу все, что было за душой, вылил, как из ведра: что у него целый верх дома свободный, а племянник Данилыч внизу; что есть корова; что рыбы он добывает довольно; что в Костроме зимой зарабатывает не меньше, чем летом на рыбе и на пахоте (Пришв.). 5. Вспомнил Зою с подругой - девочками в Москве в голодное время. Вышли они из дому, видят - у ног большой сверток, посмотрели - сало! Сообразили - сало было опущено на веревочке из форточки, и веревка оборвалась. Они взяли сало и решили: если бедные люди - отдать, а если богатые и дурные, то съесть (Пришв.). 6. Над лесом багровое садилось солнце; по небу стлались червонные полосы; скала Инза-лаза вздымалась над окутанной тенями падью, как пурпурный шатер; пахло черемухой и древним чадом пропекаемого на углях мяса (Ф.). 7. Туман заметно густел, но крыши домов были еще видны, и горы, казавшиеся отсюда угрюмей и выше, неясно проступали вдали (Ф.). 8. Левинсон обвел молчаливым, влажным еще взглядом это просторное небо и землю, сулившую хлеб и отдых, этих далеких людей на току, которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, какими были те восемнадцать, что молча ехали следом, - и перестал плакать; нужно было жить и исполнять свои обязанности (Ф.). 9. Потом стрельба перемежилась, и мир открылся Аксинье в его сокровенном звучании: трепетно шелестели под ветром зеленые с белым подбоем листья ясеней и литые, в узорной резьбе, дубовые листья; из зарослей молодого осинника плыл слитный гул; далеко-далеко, невнятно и грустно считала кому-то непрожитые годы кукушка; настойчиво спрашивал летавший над озерцом хохлатый чибис: «Чьи вы, чьи вы?»; какая-то крохотная серенькая птаха в двух шагах от Аксиньи пила воду из дорожной колеи, запрокидывая головку и сладко прижмурив глазок; жужжали бархатисто-пыльные шмели; на венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчелы (Ш.). 10. Я помню нашей наковальни в лесной тиши сиротский звон, такой усталый и печальный по вечерам, как будто он вещал вокруг о жизни трудной, о скудном выручкою дне в той небогатой, малолюдной, негромкой нашей стороне. Где меж болот, кустов и леса терялись бойкие пути; где мог бы все свое железо мужик под мышкой унести; где был заказчик - гость случайный, что к кузнецу раз в десять лет ходил, как к доктору, от крайней нужды, когда уж мочи нет (Тв.). 11. Единственно, что меня утешает, - это Гомер, который был великим изобретателем, изображение у него несет службу повествования. Он даже эмпиричен, как и подобает подлинному мовисту: что увидел, то и нарисовал, не стараясь вылизать свою картину (Кат.). 12. Дни мои все более переливаются в память. И жизнь превращается в нечто странное, двойное: есть одна, всамделишняя, и другая, призрачная, изделие памяти, и они существуют рядом (Триф.). 13. Шум, смех, звон посуды -никто не заметил ухода Павла Евграфовича, вечное с утра до ночи чаепитие продолжалось (Триф.). 14. ...Первая военная осень, туман, Петербург, после уроков идем всем классом в госпиталь на 22-й линии, нам четырнадцать лет - ей исполнилось, а мне еще нет, скоро исполнится, но недостаточно скоро, я мучаюсь, мне кажется, что все мои беды происходят от этого «почти», она со мною небрежна, плохо слушает, убегает из класса, когда я прихожу к Володе, и все от проклятой нехватки месяцев: она не может быть внимательна к тринадцатилетнему мальчику в то время, когда к ней пристают пятнадцатилетние (Триф.).
- Просмотреть упражнения в увеличенном размере
- Упражнения по теме - Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях
|
|
|